Кадровый бизнес-центр Рост
Открытые вакансии Резюме соискателей
Требуется менеджер по персоналу в кадровое агентство



Оцени себя сам



Нижегородская Школа Продаж.
23 октября 2014.
Нил Рэкхэм, «Как перестроить систему продаж. Продажи и маркетинг 3-го тысячелетия»



Главная  >  Пресс-центр  >  Публикации  >  Имитация активной деятельности на работе

Имитация активной деятельности на работе

Ваш коллега вечно занят, раздражен тем, что не успевает обзвонить клиентов, у него в руках дежурная папка с документами, а рабочий стол завален кипами бумаг? Он приходит на работу раньше других сотрудников, в рабочее время почти не показывается из-за своего монитора и уходит гораздо позже остальных? Поздравляем! В вашем окружении завелся имитатор активной деятельности, наблюдение за которым может навести на весьма ценные мысли. Чем опасно подобное поведение для сослуживцев и компании в целом, в чем его причины и как эффективно противостоять этому распространенному явлению?

«Дресс-код» имитаторов

Распознать того, кто сознательно занят имитацией активной деятельности на рабочем месте, достаточно несложно, если речь идет о новичке своего дела. Впрочем, и опытные симулянты часто выдают себя определенным набором поведенческих штампов.

Рабочий стол такого сотрудника постоянно завален бумагами, папками и отдельными файлами. Пестрые стикеры, наклеенные на монитор и стены, сообщают о полусотне неотложных дел, которые необходимо завершить в кратчайшие сроки. Если посмотреть на рабочее место человека, то мысль о сильной загруженности напрашивается сама собой, но это как раз именно то, чего он хочет добиться. Довольно проблематично трудиться в захламленном рабочем пространстве, но оно же отлично скрывает откровенно невысокие показатели личной эффективности.

Другим отличительным признаком умелого имитатора является дежурная папка с документами в руках. Куда бы он ни направлялся, его бумаги, как и постоянно занятой вид, всегда при нем. Более того, отдельные представители симулянтов со стажем берут этот «аксессуар» на дом, причем так, чтобы обязательно заметили коллеги, а главное – руководство.

Различные совещания редко проходят без активного участия такого сотрудника. Он считает важным высказаться практически по каждому пункту, активно задает вопросы, выдвигает свои идеи по поводу происходящего и всячески создает впечатление, что ему небезразлична любая мелочь, относящаяся к производственному процессу.

Рабочее время имитатора часто выходит за рамки установленных часов. Прийти раньше других и уйти позже – нехитрый прием, с помощью которого у руководителя должно сложиться мнение об исключительной работоспособности такого работника. Основная цель – не остаться в тени и довести это до сведения своего шефа.

Практически каждый сталкивался с подобной категорией сослуживцев или время от времени сам прибегал к некоторым приемам, упомянутым выше. Даже беглое перечисление наиболее распространенных признаков имитации активной деятельности говорит о том, что этот феномен достаточно распространен. Нередко коллеги принимают таких людей за трудоголиков, искренне преданных своему делу, но в действительности это не совсем так.

Откуда они берутся?

Имитация активной трудовой деятельности особенно актуальна в крупных компаниях, где порой бывает достаточно сложно отследить истинную эффективность каждого отдельного работника, а также есть большое количество дублирующих или лишних должностей.

Но если это явление так глобально, значит, должны существовать и причины, вызывающие его. В качестве наиболее частотных специалисты в области управления персоналом выделяют следующие факторы.

1. Невысокий уровень мотивации. Это наиболее популярное объяснение тому, что некоторые сотрудники вместо прямых профессиональных обязанностей начинают изображать сильную загруженность.

В любом деле должна присутствовать определенная движущая сила, стимулы. Если сотрудник уверен, что качественное выполнение работы принесет ему материальное вознаграждение, реальные перспективы карьерного роста и повышение профессионализма, то и отдача будет соответствующей. А вот когда все эти бонусы не имеют прямой связи с его деятельностью, простая логика подскажет путь наименьшего сопротивления.

Если надежды на повышение в должности весьма туманны, а система премирования не имеет четких правил, то поводов браться за дополнительную работу, как и причин качественно выполнять свои непосредственные обязанности, у такого сотрудника просто не будет.

2. Неинтересная работа или несоответствие профессиональным предпочтениям. Самая проблемная часть симулянтов – это те, кто вынужден заниматься нелюбимым делом. Причины могут быть самыми разными – от недовольства конкретным местом работы до ошибки в выборе профессии.

В случае если сотрудник занимается неинтересным для него делом или некоторые обязанности вызывают у него раздражение, он воспользуется любой возможностью, чтобы снизить интенсивность своей деятельности. Удастся в результате подобных маневров выкроить немного свободного времени – оно будет использовано в личных целях (за счет компании, разумеется).

Сотрудник, не имеющий возможности удовлетворить свою потребность в определенном виде работы или реализовать профессиональные амбиции в данной организации, и при этом не желающий потерять выгодную зарплату, непременно будет имитировать активную деятельность.

3. Большое количество дополнительных обязанностей, не связанных с функционалом должности. Приступая к выполнению своих должностных обязанностей, большинство работников имеет четкое представление о том, что именно в их деятельности оплачивается, а что – нет. И если поток «добровольно-обязательных» дел возрастает, а материальной или иной компенсации за этим не следует, то рано или поздно люди начинают имитировать. Логика проста: если не ценят, то зачем полностью выкладываться?

Причем речь здесь не всегда идет о финансовой компенсации. Перспектива карьерного роста, возможность стажировок за рубежом или отдых с семьей за счет компании также достаточно положительно оцениваются в качестве компенсационного пакета.

4. Несоответствие рабочего времени и объема задач. Одной из причин симулирования является большое количество свободного времени и его несоответствие объему выполняемой работы. Если сотрудник успевает все сделать за первую половину дня, то в оставшуюся его часть ему просто нечем заняться.

Листать журнал на рабочем месте чревато выговором, штрафом или увольнением, а потратить эти часы, не попадаясь на глаза руководству, как-то необходимо. И здесь на помощь приходят дежурные папки с документами, лихорадочное отстукивание по компьютерной клавиатуре и другие уловки.

Как правило, офисные имитаторы имеют не самую высокую мотивацию к эффективному труду, а их зарплата напрямую не зависит от объема выполненной работы.

5. Излишняя бюрократизация в коллективе. Традиции и корпоративные нормы также оказывают свое влияние на тех, кто избрал нелегкий путь симулянта активной деятельности. Как показывает практика, нередко в компаниях появляются целые отделы, персонал которых постоянно занят показательной работой. Особенно это характерно для крупных бюджетных учреждений, с большим количеством бумажной отчетности. Но ведь подобного рода ситуации зачастую возникают в том случае, если сотрудники уверены, что руководство ждет от них именно таких действий.

Если оклад сотрудника формируется непосредственно из показателей его личной эффективности, то имитация трудовой активности в таких условиях – кратчайший путь к низкой зарплате. Несложно отследить личную продуктивность каждого работника, если ему платят за рост объема продаж или число новых привлеченных клиентов. Эти показатели не зависят от показной деловитости и отражают фактические результаты труда.

Когда в коллективе более всего ценится то, как человек проявляет свое отношение к работе, неизбежная нарочитая демонстрация этого может стать источником многих проблем. Большое количество всевозможных промежуточных отчетов, докладных и объяснительных, а также ненужные планерки, летучки и совещания вызывают у сотрудников желание добиваться «высоких» результатов на бумаге, а не в реальности.

Как бороться?

Имитаторы воруют время компании – ресурс, имеющий четко выраженный материальный эквивалент. Но в то же время во многих организациях сложился своеобразный иммунитет, позволяющий вовремя вычислить вредителя и противостоять его уловкам.

1. Повышение мотивации сотрудников, внимание к их потребностям. Иногда руководство чрезмерно увлекается оригинальностью мотивационных методик и забывает уделить внимание истинным потребностям своих работников. Нестандартные формы проведения тим-билдинга бывают не столь эффективны, как премирование за конкретное повышение объема продаж. Действительно, что приятней для большинства: падение с закрытыми глазами в объятия своего коллеги во время тренинга или же получение семейной путевки на базу отдыха?

Внимание к тому, что для человека является значимым мотивирующим фактором, может решить многие проблемы, а стимуляция в данном случае лучше всего борется с симуляцией.

2. Правильная постановка задач. Согласитесь, что задания, сформулированные туманно, выполнить достаточно сложно. К тому же, если нечетко оговорены сроки завершения и не обозначены конкретные количественные показатели, дело и вовсе может «зависнуть». Система устных распоряжений также довольно часто предоставляет удобную лазейку для имитаторов.

Но отговорки типа «вы не говорили» не работают, если задание было сформулировано в письменном виде, с указанием ответственных лиц, сроков проведения работ и предполагаемого конечного результата. Если перед имитатором поставить конкретную задачу в этом формате, то от количества ярких стикеров вокруг монитора проку будет мало, а значит работать все-таки придется.

3. Контроль за выполнением работы. Зачастую первой реакцией работодателя после выявления имитатора активной деятельности является решение его уволить. Однако он не всегда является злом для компании; возможно, его активность просто используется не по назначению.

Если проанализировать поведение симулянта, то вполне может оказаться, что оно ему не было свойственно изначально. Такой стиль работы может возникать с определенного периода, часто совпадающего с изменениями в коллективе, нововведениями в должностных инструкциях или недооценкой со стороны руководства. Если это подтвердится, проблема устранится с помощью повышения уровня мотивации: перевод на должность, более соответствующую его личным качествам, или премирование благоприятно скажутся на реальной эффективности человека.

Но если речь идет о «прирожденном» имитаторе активной деятельности, то придется принимать жесткие меры. Наибольший эффект дают четкие временные рамки, в течение которых сотрудник должен достичь определенных количественных показателей. Разумеется, это не должно напоминать карательные санкции: его личный план работ не должен отличаться от аналогичных показателей коллег.

Имитация активной деятельности на рабочем месте – явление нередкое, особенно в крупных компаниях, в основном возникающее в ответ на увеличение объема профессиональных обязанностей. Следует помнить, что сотрудник, чрезмерно вошедший в подобную роль, рано или поздно начинает терять свои ключевые навыки. Время, израсходованное на симуляцию работы, можно было бы с успехом потратить на саморазвитие и покорение новых профессиональных вершин.